Религиозный фактор в югославском конфликте
( параграф из книги "Балканский кризис: народы и политика." М. 1998)
Анализ сущности и движущих сил югославского конфликта наталкивает многих исследователей и политиков на мысль о религиозной природе его развития. К этому выводу их приводит тот факт, что в югославский кризис вовлечены три крупнейшие религии: православие, католицизм и ислам. А поскольку вероисповедание на Балканах кореллируется с этнической принадлежностью и лежит в основе этнической идентификации сербов, хорватов и боснийских мусульман связь между религией и прочими культурными факторами в этом регионе оказалась очень тесной. В силу этого вероисповедание играло энергетическую роль в этнических конфликтах.
К сожалению, в годы кризиса религия больше разъединяла, чем объединяла население. Война дает множество примеров вандализма с уничтожением религиозных символов и утверждениями о поступках от имени бога. Разрушение монастырей, церквей, религиозных школ стало частью политики этнических чисток и подтвердило значимость религиозных чувств.
Религиозный фактор был важным элементом во внутригосударственном и международном контекстах боснийского кризиса. Все три участника конфликта находили поддержку со стороны единоверцев, как моральную, так и материальную. Так, мусульманские страны и их неправительственные организации оказывали боснийским мусульманам финансовую и военную помощь. Можно также говорить о своеобразном православном интернационализме, поскольку Греция, Россия, Румыния, Болгария, Македония так или иначе проявляли внимание к событиям на территории экс-Югославии. Не остался в стороне и католический мир. Причем каждая религиозная община имела свое субъективное видение событий и оценивала их в значительной степени сквозь призму религиозной веры.
Страны, населенные приверженцами ислама, воспринимали войну в Боснии как репрессии против мусульман и считали их основными жертвами ущемления религиозных чувств и этнических чисток. Глава Боснийской исламской общины Мустафа Церич описывает войну в республике как крестовый поход против ислама. Сербская православная церковь в свою очередь обвинила мусульманских фундаменталистов и Ватикан в войне против православия. А Хорватский президент Франьо Туджман сказал как-то во время визита в Париж, что на Балканах ожили старые религиозные и культурные конфликты39.
Война привела к радикализации религиозного фактора и вызвала рост его влияния на жизнь общества. Толерантность уступила место разделению по этническому и религиозному принципам. Тем не менее, это не означает, что кризис на Балканах вызван религиозной нетерпимостью и противостоянием. Постюгославское пространство - печальный пример использования религии в политических целях. В переходный период доминирующие националистические стратегии молодых государств привлекли религию к политике и политику к религии. Все церкви и религии были вовлечены в противоборство.
Например, нет сомнения, что католическая церковь играла активную роль в становлении государственной политики Хорватии. Она поддержала ее националистическую тактику, идею мононационального и монокультурного государства. Епископ г. Дубровника Земир Пулич во время сербско-хорватского конфликта сказал, что борьба за Хорватию есть борьба за католицизм40.
Ватикан с энтузиазмом воспринял отделение Словении и Хорватии. Он защищал право своих единоверцев на реализацию принципа самоопределения. Несколько иным был подход к ситуации в Боснии, где хорваты-католики составляют лишь часть населения республики. Как отметил исследователь Срджан Врчан в своей работе Церковь и постюгославская война, в этот период наметились три политических стратегии католической церкви. Первая направлена на поощрение раздела Боснии, вопреки цене этого, включающей гуманитарное переселение хорватов из Боснии или сохранение их как этнического меньшинства в мусульмано-доминируемом Боснийском государстве. Вторая точка зрения представляет собой некий компромисс между мононациональными государствами и реальности смешения этнических территорий, который ведет к этническому бантустану. Третья позиция выступает за сохранение полиэтничной и многокультурной Боснии для сербов, хорватов и боснийцев41.
Постепенно
католическая
церковь
дистанцировала
себя от
хорватского
национализма.
Так, хотя
война и
принесла
страдания
хорватам
центральных
районов
Боснии,
духовенство
выступило
против
экстремальных
форм
национализма.
Более
умеренной
стала
позиция
церкви и по
отношению к
событиям в
Хорватии, о
чем
свидетельствует
высказывание
кардинала
Кухарича
против
выселения
сербов из
своих домов.
Важную роль в
формировании
подхода
католической
церкви к
межэтническим
трениям
сыграл визит
папы Иоанна
Павла II в
Хорватию 10-11
сентября
В то же
время
католическая
верхушка
всячески
осуждала
поведение
сербов в
конфликте. В
частности
после их
победы под
Сребреницей
в
А у
сербов был
свой
религиозный
защитник -
православная
церковь. С
самого
начала
кризиса она
была связана
с сербским
национальным
движением,
вдохновляла
его и
подпитывала.
Вместе с тем,
развитие
событий на
постюгославском
пространстве
и
политическая
борьба в
сербском
обществе
вели к
выработке
духовенством
самостоятельной
позиции, к
неоднозначности
оценок
поведения
центральных
властей и
текущих
явлений.
Альянс между
президентом
Сербии
Слободаном
Милошевичем
и
православной
церковью
длился
недолго.
Первые
признаки
дистанции
между ними
появились в
А когда
в Боснии
ситуация
стала
оборачиваться
против
сербов,
церковь
заняла
позицию
последнего
оплота
сербского
народа. В
марте
Критика сербского национализма церковью стала появляться лишь на позднем этапе конфликта, причем преимущественно среди интеллектуалов и в клерикальных кругах. Плюрализм взглядов в православных верхних эшелонах получил дальнейшее развитие после заключения Дейтонских соглашений. Часть церковной верхушки по-прежнему поддерживала националистическое движение, другая же склонилась к компромиссам47.
В то же время у боснийских сербов православие стало составной частью государственной политики. Высшие церковные чины обычно сидят в первом ряду на заседаниях парламента республики. Военнослужащие и полицейские Республики Сербской носят на погонах не звезды, а крестики. Гимн королевской Югославии Боже правды избран РС в качестве нынешнего государственного гимна, против чего протестуют мусульмане и в парламенте Боснии и Герцеговины, и в городских органах власти48.
Особенно
активна
Сербская
Православная
Церковь в
Косово.
Епископ
Призрена и
Рашки (Косово
и Метохия
находятся
под
юрисдикцией
этой Епархии)
Артемий
принимает
активное
участие в
разрешении
проблемы
этого
региона.
Церковь была
одним из
главных
организаторов
Пансербской
Ассамблеи,
состоявшейся
в январе
Что касается ислама, то в отличие от православия и католицизма, в начале кризиса у него не было доминирующей стратегии по созданию гомогенного этнического государства. Отчасти это объясняется тем, что исламская община постюгославского пространства представляет собой этнически различные группы, включая албанцев и турок, а не только славян-мусульман. Кроме того, в Боснии и Герцеговине мусульмане составляют собой лишь часть населения. В любом случае в начале переходного периода боснийские мусульмане не были сильно заинтересованы в независимости. Но как и в других республиках СФРЮ углубление политического и экономического кризиса связало этническую политику с религией.
Движение
имамов
Религиозно ориентированная политика, проводимая благодаря монополии Партии демократического действия, связывала с религией не только административную жизнь, но и другие сферы, включая бизнес. Она укрепляла зависимость мусульманской идентичности от религии, культуры, истории населения.
Ключевую роль в росте влияния религиозных институтов на ситуацию в Боснии сыграли перемены в верхах боснийской религиозной общины. В середине войны А. Изетбегович предпринял решительный шаг по смене ее руководства.
С 1990 по
Новым реис-ул-улемой был назначен Мустафа Церич, получивший образование в Каире, живший некоторое время в Малайзии и служивший затем верховным имамом в Загребе52. Относительно молодой, новый реис-ул-улема стал проводить политику консолидации религиозной жизни. Были восстановлены теологические школы в г. Тузла, Царин, Травник, Мостар53. C приездом М. Церича началась исламизация многих сфер жизни, в том числе полиции и армии. Он сделал более тесной связь правительства с религиозной верхушкой.
Непонимания начались, когда реис-ул-улема стал брать на себя роль арбитра в стране. Он требовал введения религиозного обучения в школах, отказа от европейской дряни - алкоголя, наркотиков, проституции, запретил продажу свинины, проводил кампанию против этнически смешанных браков. Типичной частью повседневной жизни стало закрывание женщинами лица, никогда ранее невиданное в Боснии. Эти действия вызвали недовольство населения. Многие боснийские мусульмане, особенно живущие в городах, противились введению исламских традиций, чувствовали их чуждость современной ментальности.
Противоречивым стало и отношение правящей партии к исламской идеологии. С одной стороны, руководители партии будучи политиками, являлись также военными предводителями и лидерами в религиозных органах. С другой стороны, осознав, что Запад озабочен политикой исламизации Боснии, А. Изетбегович подчеркнул, в частности, в интервью газете The Times: Я за объединенную Боснию. Поскольку она полиэтнична, она не может идентифицироваться как мусульманское государство. Это будет означать разделенную Боснию.54
К
сожалению,
после
учреждения
мусульмано-хорватской
федерации в
1НИН. 1980, №
2Долгих Н. СФРЮ: общество и церковь // Наука и религия. 1979, № 3. С. 57.
3НИН. 1980, № 1567. С. 54.
4Там же.
5Долгих Н. Указ. раб. C. 57.
6Политика. 25. 05. 82. С. 7
7Mladost. 9. 11. 79. С. 3.
8Политика. 6. 05. 83. С. 6.
9 Долгих Н. Указ. раб. С. 57.
10НИН. 1980, № 1549. С. 18.
11НИН. 1981, № 1596. С. 21.
12См. Илиевски Д. Смислата на некои отпори против автокефалията на македонската православна црква. Скопjе, 1970. С. 127.
13Политика. 5. 10. 81. С. 6.
14Политика. I. 06. 82. С. 7.
15НИН. 1981, № 1596. С. 21.
16См.
Danas. 25. 01. 83. С. 38.
17НИН. 1981, № 1596. С. 21.
18Там же.
19Там же.
20См. Jugoslovenski pregled. 1977, № 3. C. 106.
21См.
Mlivoncic
I. Katolicka crkva za vrijeme pontifikata Pape Pavla VI (1963-1978)
// .Nase
teme. 1979, № 1. С.
141.
22Mlivoncic
I. Crkva I dijalog // Nase
teme. 1981, №7-
23НИН. 1981, № 1605. С. 24.
24НИН. 1981, № 1605. С. 24.
25См.:
Политика. 21.10.
81. С. 6.
26См.: Vjesnik. 13. 06. 81.
27См.: Политика. 21.10. 81. С. 6.
28См. там же.
29Наука и
религия. 1982,
№ 8. С. 53.
30Danas.
№ 15, I. VI.
31 НИН. 1981, №
33
Интервью с
патриархом
Германом //
НИН. № 1637, 16. V.
34См. Vjesnik.
10. 04. 83.
35См.: Kurtovic T. Crkva i religia u socialistickom samourpavnom drustvu. C. 66.
36НИН. 1981, №
37Политика.
I. VI. 82. С. 17.
38См.
материалы
пресс-конференции
председателя
Комиссии СИВ
по вопросам
отношений с
религиозными
объединениями
А. Фиры // Борба. 20.
I. 82.
39Цит.
по: Partos
G. Cause or Consequence? // War Report. Apr. 1996. P. 20.
40Partos
G. Op. cit. P. 20.
41Vrcan
S. The Cherch and the Post Yugoslav War. Holland, 1995.
42Цит.
по: Pecnik
J. From Nationalism to Reconciliation // War Report. Apr. 1996. P. 37.
43Pastos
G. Op. cit. P. 20.
44Partos
G. Op. cit. P. 20; Vrcan S. Faith Under Challenge // War Report. Apr. 1996. P.
25.
45Цит. по: Djordjevic M. Serbias Ark in the Eye of the Storm // War Report. Apr. 1996. P. 29-30.
46Там же.
47Vrcan S. Op. cit. P. 27.
48Замятина
Т. Калинцев Н.
Православные
сербы и
черногорцы
готовятся к
празднованию
Пасхи // ИТАР-ТАСС.
18. 04. 1998.
49Report
on Human Rights in Serbia in 1997. Belgrade, 1998. P. 35-36.
50Vrcan
S. Op. cit. P. 25-27; Partos G. Op. cit. P. 20.
51Belic
G. The State Religion // War Report. Apr. 1996. P. 31.
52Belic
G. Op. cit; Balic S. Building Faith... , P. 31-33.
53Balic
S. Op. cit.
54цит.
по: Belic
G. The State religion... P. 34-35.
55Partos G. Op. cit. P. 21.